По договору с Дальневосточным ГАУ в аэропорту Благовещенска проводится орнитологическое обследование
Птицы представляют серьёзную опасность для самолётов. Поэтому не реже чем раз в три года в аэропортах проводится эколого-орнитологическое обследование.
Птицы представляют серьёзную опасность для самолётов. Поэтому не реже чем раз в три года в аэропортах проводится эколого-орнитологическое обследование. По его результатам решается, как лучше отогнать птиц подальше от аэродрома. Как раз такое обследование сейчас проводится в аэропорту Благовещенска по договору с Дальневосточным ГАУ.
Проблема эта существует столько же, сколько и сам аэропорт. Задача орнитологов выяснить, какие птицы обитают на его территории и в прилегающей 15-километровой зоне. Предыдущее обследование проводилось в 2019 году. В этом году специалисты начали работать с 1 апреля. Изучать пернатое разнообразие они будут до конца октября, а после выдадут своё заключение. На его основе будут приниматься дополнительные меры по защите воздушных судов.
По своему многолетнему опыту в аэропорту отмечают, что в основном проблемы бывают от семейства врановых. Через пару недель начнётся горячая пора, когда молодняк будет активно учиться летать. Самолётов они не боятся, как уже взрослые птицы, а потому представляют самую большую опасность.
– Вдоль взлётно-посадочной полосы у нас установлены зеркальные отпугиватели. Зеркала бликуют на солнце, и это отпугивает птиц. Есть также биоакустические отпугиватели – стационарные и передвижной, установленный на спецавтомобиле, – рассказывает начальник аэродромной службы Международного аэропорта Благовещенск им. Н.Н. Муравьева-Амурского Виталий Клубникин.
Отпугиватели издают звуки выстрелов, крики хищных птиц – всего, что отпугнёт от взлётно-посадочной полосы. Шумовой эффект создают минут за 10-15 до посадки. Пугать пернатых, когда самолёт уже заходит на посадку, нельзя – запаниковав, они могут наоборот полететь к нему.
В аэропорту подчёркивают – методы борьбы используются только гуманные. Помимо отпугивателей планируют применять орнитологические сети со специальными карманами. Птицы в них запутываются, их вытаскивают и выпускают за пределами аэродрома.
Исследования проводят орнитологи Василий Дугинцов и Денис Иванов.
– Наша задача выявить, какие птицы тут обитают. Особое внимание мы обращаем на самолётоопасные виды, которые весят от 150-200 граммов и выше. В каких направлениях и откуда прилетают, как пересекают взлетно-посадочную полосу, где их места гнездования, – поясняет кандидат биологических наук Денис Иванов . – Практически любая птица опасна для воздушного судна. Даже самая маленькая, которая у нас здесь обитает – черноголовый чекан. А при столкновении с большой птицей на обшивке могут оставаться вмятины и даже небольшие дыры.
Наблюдения ведут в утренний, дневной и вечерний периоды. Специалистам надо отстоять с биноклями и фотоаппаратом не менее двух часов. Помимо самого аэродрома, в зону наблюдения попадают также окрестные населённые пункты и сельхозпредприятия.
– В зоне действия аэропорта необходимо обустраивать все ЛЭП так, чтобы они не привлекали птиц. Например, здесь стоят птицезащитные устройства, но одну особенность при их установке не учли. Аисты немного схитрили и расположили гнездо так, что им теперь ничто не мешает, – рассказывает Денис Александрович. – Также бетонные столбы привлекают для гнездования галок. Это вообще достаточно проблематичная птица для аэропорта. На сельхозугодиях траву ещё не косят, а там уже начали. И через неделю галки начнут концентрироваться в большие стаи, будут искать открытые места. И аэропорт получается идеальным местом.
К слову, в ходе наблюдений в этом году орнитологи заметил несколько интересных моментов. К примеру, утки-мандаринки сейчас осваивают населённые пункты – селятся под крышами домов, в гаражах, складах. А всё потому что их природные места для гнездования – дупла деревьев – заняли галки.
Последние новости
Как оформить виртуальную кредитную карту быстро и без лишних хлопот
От выбора банка до настройки онлайн-платежей — разберитесь, как создать цифровую карту, защитить свои средства и эффективно управлять финансами в интернете.

Вопросы регионального значения рассмотрены в рамках первого в текущем году заседания Координационного совета при Управлении Минюста России по Амурской области
03 апреля 2025 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее – Управление) проведено плановое заседание Координационного совета при Управлении (далее – Координационный совет,

В Свободненской городской прокуратуре состоялась встреча с представителями резидентов ТОР «Амурская»
Исполняющий обязанности Свободненского городского прокурора Сергей Волков встретился с представителями резидентов территории опережающего развития (ТОР) «Амурская»,
По-новому или по-старому: Amur.life выяснял, как в Благовещенске будут выбирать мэра
Фото: Amur.life, архив В городской Думе Благовещенска считают, что выборы мэра областного центра Приамурья летом 2025 года пройдут по-старому, без учета изменений в федеральном законе ,