01.10.2022

У летучих мышей из России нашли новый вирус

Фото: unsplash.com/ В образцах, взятых у летучей мыши из России, обнаружили разновидность коронавируса, которая оказалась способна заражать человека. РИА Новости выяснили, насколько велика опасность новой эпидемии и помогут ли вакцины от ковида.

В 2020-м исследовательская группа под руководством Сергея Альховского, заведующего лабораторией биотехнологии НИЦ имени Гамалеи, выявила сарбековирусы Khosta-1 и Khosta-2. Как SARS-CoV и SARS-CoV-2, это коронавирусы.

Ученые отлавливали летучих мышей в пещерах Сочинского национального парка, а также в подвалах и на чердаках окрестных домов.

У них взяли образцы слюны и фекалий. Как уверяют исследователи, при сборе биоматериала ни одно животное не пострадало. Пробы заморозили и доставили в Санкт-Петербург, где с помощью новейших приборов тщательно исследовали.

Выяснилось, что по геному Khosta-1 и Khosta-2 больше всего похожи на два SARS-подобных коронавируса, найденных у подковоносых летучих мышей в Болгарии и Кении в 2008-м и 2007-м.

Также отметили определенное сходство с патогенами – возбудителями эпидемии атипичной пневмонии и пандемии COVID-19. Правда, в отличие от SARS, обе хосты не обладали изменчивым белком ORF8, который, как предполагается, мог сыграть важную роль в распространении коронавируса.

Альховский и его коллеги в своем исследовании оставили открытым вопрос о способности Khosta-1 и Khosta-2 заражать человека.

Исследованием российских вирусов занялась команда ученых из Школы глобального здравоохранения имени Пола Аллена при Вашингтонском государственном университете. Результаты их работы в конце сентября представили в журнале PLOS Pathogens.

«Поскольку вирусы из России были не очень похожи на SARS-CoV-2, никто особо не волновался, – говорит один из авторов публикации Майкл Летко. – Но когда мы посмотрели на них поближе, очень удивились. Оказалось, они могут заражать клетки человека».

Выяснилось, что Khosta-1 людям не опасен. А вот Khosta-2 смог проникнуть в клетку человека, присоединившись к рецепторному белку АПФ2 (ACE2). Способность ковида поражать различные органы человеческого организма объясняется тем, что коронавирус нацелен именно на этот фермент.

«Наше исследование показывает, что сарбековирусы, циркулирующие в дикой природе, даже в западной части России, представляют угрозу для глобального здравоохранения», – отмечает Летко.

Одной лишь способности цепляться к АПФ2 пока недостаточно для того, чтобы вызвать новую пандемию. Однако есть риск опасной рекомбинации Khosta-2 с другим вирусом. Например, с тем же SARS-CoV-2, который передается от человека домашним и диким животным.

И если однажды лесной зверь подхватит Khosta-2 и SARS-CoV-2 одновременно, в его клетках может родиться вирус-монстр. Летко сравнивает ситуацию с игрой в кости: природа бросает кубики, пока не выпадет смертельная комбинация.

«Пока хоста не опасна, но что произойдет дальше – никто не знает», – заключает специалист.

Еще одна неприятность: если Khosta-2 научится заражать людей, прививки от коронавируса не помогут. Ученые из Университета штата Вашингтон ввели псевдотипы с RBD от SARS-CoV-2 и от Khosta-2 в сыворотку, полученную от вакцинированных пациентов.

«Удивительно, но в то время как шип SARS-CoV-2 был эффективно нейтрализован антителом, шип SARS-CoV-2 с RBD от Khosta-2 сохранил устойчивость», – говорится в статье.

Естественный иммунный ответ на коронавирус также не поможет: это доказано на сыворотке от переболевших «омикроном».

Исследователи призывают создать вакцину, способную защищать не от конкретного штамма или даже вируса, а от всех сарбековирусов.