Скорочтение, мнемотехника, ментальная арифметика — маркетинговый ход?
Выбирать развивающие курсы для детей в России (я имею в виду интеллектуальные занятия) — просто ад адский.
Выбирать развивающие курсы для детей в России (я имею в виду интеллектуальные занятия) — просто ад адский. Простите за тавтологию, но, думаю, многие родители были в такой ситуации и отнесутся с пониманием. Открываешь поисковик, а там... Бесконечный список полезных, суперполезных, самых лучших детских школ, центров, курсов развивающих, учебно-развивающих, кующих из наших детей гениев и вундеркиндов. Для неподготовленного родителя сложно отделить в этом списке зерна от плевел, особенно если учесть высокое качество интернет-маркетинга. Мы сделали свой сложный выбор и теперь готовы поделиться своим опытом. Надеюсь, что он сэкономит ваше время и упростит поиск эффективного, интересного направления развития для вашего ребенка.
Содержание статьи:
Какими на самом деле должны быть развивающие курсы для детей. Самые-самые крутые детские курсы для интеллекта. Скорочтение: реальные плюсы и минусы. Курсы мнемотехники в Москве. Исследуем эффективность уроков ментальной арифметики.Какими на самом деле должны быть развивающие курсы для детей?
Когда речь идет о принятии трудных и важных решений, необходимо сначала определить цели. Какие цели в интеллектуальном развитии ребенка? Если по-простому, то каждый родитель мечтает, чтобы его чадо «было умным и хорошо училось», подразумевая под этими словами, что:
ребенок должен обладать феноменальной памятью; разбираться в математике, то есть иметь развитое логическое структурное мышление; писать красивые сочинения, соответственно, помимо хорошей памяти у него должны быть развиты способности к анализу, умение грамотно излагать мысли, а также яркое воображение; знать, что делать со своими знаниями — быть сообразительным, делать самостоятельные выводы и принимать эффективные решения; учиться с большим энтузиазмом — видеть в учебе смысл и иметь нерушимый интерес к познанию; ставить и реализовывать цели, то есть быть трудолюбивым, старательным, ответственным и решительным (чтобы не боялся трудностей); быть интересным, эрудированным, быстрообучаемым, самостоятельным, дисциплинированным.Курсы должны быть как минимум:
интересными ребенку; полезными; с адекватными для ребенка нагрузками; с хорошей учебной программой; с хорошими педагогами.Осталось понять, как выбирать дополнительные занятия?
1.Ознакомиться с программой курсов. Есть детские центры, использующие авторские методики. А есть и такие, которые работают по уже существующим программам (даже по программе школы/детсада, только со своими фишками).
2.Послушать/почитать отзывы мамочек, чьи дети занимались на таких курсах/по этой методике.
3.Убедиться, что выбранные курсы используют оригинальную методику, а не копируют программу популярного бренда.
4.Посмотреть, КАК учитель работает с детьми, как чувствуют и ведут себя дети на занятиях и после урока.
Проштудировав массу интересных и не очень предложений, я остановила свой выбор на трех методиках, которые, по моему мнению, полезны именно для развития мышления, интеллектуальных способностей у ребенка.
Самые-самые крутые детские курсы для интеллекта
1.Курсы скорочтения (либерики).
Речь — наш главный способ получения, передачи, то есть обмена информацией. Источники информации — книги, интернет, пресса. Получается, что для развития человеку нужно уметь не только говорить, но и хорошо читать. Иногда читать приходится так много, что кажется — и жизни не хватит для изучения всей литературы. Обычно это случается во взрослой жизни, и тогда мы понимаем, почему учителя в школе ставили оценки за технику чтения. «Скорость — вот что важно», — подумала я и взяла на вооружение методику скорочтения, которая учит детей читать быстро и вдумчиво. Где-то в глубине души затаилась коварная мысль, что курсы либерики заставят моих детей полюбить литературу так же, как люблю ее я.
2.Мнемотехника.
Курсы эффективного запоминания. Не понимаю, почему педагоги в школе не предлагают детям учить стихи, правила, формулы, используя образы и ассоциации. Насколько проще было бы запоминать таблицы, непонятные слова. Память вообще очень важна в обучении, да и в обычной жизни. Мнемотехника привлекательна тем, что, тренируя память, положительно влияет и на развитие мышления, логики, воображения.
3.Ментальная арифметика.
Числа — наше все. И дело не в математике. Мало кто задумывается, а ведь многие процессы в нашей жизни связаны со счетом. Это и подсчет сдачи в магазине, и планирование дел, и отслеживание времени. Освоить устный счет для ребенка, значит, понять состав чисел и разобраться в принципах последовательного решения задач. Если ребенок умеет считать, значит, он умеет логически мыслить, анализировать, предвидеть результаты, пользоваться воображением, делать выводы.
Скорочтение: реальные плюсы и минусы
Я выбрала одну из самых популярных в Москве школ развития, где есть курсы скорочтения для детей «Детская школа Васильевых». Здесь используется смешанная методика обучения. Детей учат правильно дышать во время чтения, правильно следить взглядом за текстом, чтобы минимизировать нагрузку на глаза. Ну и главное, зачем, в принципе, сюда родители приводят своих детей:
повышение скорости чтения вслух и про себя; обучение осознанному чтению (то есть ребенка учат не просто пробегать глазами текст, но и понимать, о чем он); развитие внимания, увеличение объема информации, доступной обзору; развитие воображения — учитель предлагает ученикам представлять сюжеты из литературы в своем воображении; развитие памяти — ну здесь понятно: если есть визуализация, то и текст лучше запоминается; привитие интереса к чтению.То, что дети учатся концентрироваться, быстро обрабатывать много информации, запоминать и подробно пересказывать большие произведения — несомненно, огромный плюс. Отзывы о программе скорочтения в этой школе тоже достаточно позитивные (смотреть):
Быстрое чтение — это действительно крутой навык, но по мере углубления в тему стали всплывать и недостатки метода, например:
скорочтение не подходит детям дошкольного возраста, ну и вообще детям, которые не освоили достаточно хорошо обычный способ чтения; концентрируясь на смысле текста, ребенок пропускает авторские речевые обороты, игру слов, метафоры, а все это могло бы обогатить его собственную речь; чтение с пересказом может превратиться в заучивание, особенно у младших школьников, а хотелось бы, чтобы ребенок еще и изучал характеры героев, успел поразмышлять над их поступками и словами. В конечном итоге было принято решение пока отложить обучение скоростному чтению. Очень вероятно, что вернемся к этому вопросу в старших классах.
Курсы мнемотехники в Москве
Суперпамять — это суперспособность не только для школьников, но и для взрослых. Для ребенка правильное развитие памяти означает серьезное упрощение учебы и повышение ее эффективности. В поиске подходящих занятий по развитию памяти наш выбор пал на курс под названием «Идеальная память для детей» в Центре образовательных технологий Advance.
Обучение на этих курсах обещает потрясающие результаты:
эффективная визуальная память и развитие зрительного внимания; структурное мышление (способность к запоминанию многоступенчатой структурной информации, последовательностей); беспроблемное запоминание любой вербальной информации (состоящей из знаков, чисел); быстрое запоминание (навсегда) слов из иностранных языков; дословное запоминание сложных текстов; знание алгоритмов эффективного усвоения любой информации; развитие долгосрочной памяти.Стоит ли говорить, что, пройдя такой тренинг, ребенок станет впитывать знания, как губка. Теперь, что касается отзывов (смотреть):
Очень убедительно, хотя на самом деле отзывов о методике маловато.
Получается, что мнемотехника дает ребенку понимание алгоритмов эффективного запоминания материала, каким бы сложным он ни был. Это очень полезная, очень актуальная программа развития для современных школьников, которая развивает внимание, образную память и даже учит создавать логические связи для запоминания сложного материала.
Но потом я задалась вопросом: а решает ли эта развивающая методика другие задачи в развитии детского интеллекта? Оказалось, что не все:
эффективная память помогает выучить, быстро вспомнить информацию, но никак не влияет на способность быстро сделать выводы, решать поставленные задачи; большинство курсов мнемотехники рассчитаны на школьников, начиная с 3 класса, а для более младших учеников и дошкольников подобрать такие же эффективные курсы довольно сложно.Исследуем эффективность уроков ментальной арифметики
В России, и в частности в Москве, эта методика развития детского интеллекта пользуется большой популярностью, поэтому я не могла пройти мимо. Из всех предложений на первый взгляд наиболее интересной и профессиональной показалась программа Школы ментальной арифметики Соробан®. С ней мы и познакомимся ближе.
Суть ментального счета заключается в том, что ребенок учится решать примеры на специальной счетной дощечке, постепенно запоминая расположение косточек при счете. В дальнейшем ему уже не нужно держать инструмент (соробан) в руках, чтобы выполнить арифметическое задание — счеты визуализируются в уме, и ребенок все действия с ними совершает мысленно. Выглядит сложно, да и непонятно, причем здесь развитие интеллекта и способностей к обучению. Об этом подробнее:
1. Тренировка мелкой моторики. Для решения примеров на счетах (и на воображаемых тоже) нужно пользоваться пальцами двух рук. Таким образом, пока ребенок считает, в коре головного мозга стимулируются центры, ответственные за речь.
2. Развитие памяти. Речь идет о фотографической зрительной памяти, эффективном сенсорном и мгновенном восприятии информации на слух.
3. Развитие внимания, мышления и навыков быстрой обработки информации. При работе с числами нужно совершать разные действия и делать это быстро. Ребенку приходится держать в уме образ счетов, преобразовывать числа в косточки на соробане, располагать их в правильном порядке, совершать много промежуточных действий, не теряя нить своих умозаключений, а затем выдать правильный конечный результат.
4. Развивает многозадачность. Что больше всего меня поразило, это обещание научить ребенка быстро и правильно считать, параллельно занимая ум чем-то еще — например, чтением стихов. Ведь это же не чистая механика, когда руки на автомате складывают покупки в сумку, а ты считаешь в уме, правильно ли продавец дал сдачу. Это два дела, требующих напряжения мысли!
Объяснение таких результатов — ментальный счет развивает оба полушария и учит половинки мозга взаимодействовать между собой для правильного решения задачи, а значит, он влияет на развитие каждой грани детского ума.
Что же говорят о Школе Соробан® и ее методике родители?
Удивило, что о ментальной арифметике Соробан®, по сравнению с другими методами и школами, море положительных отзывов в интернете. Сначала это напрягало — когда что-то сильно хвалят, то, скорее всего, врут)) Так я подумала. Но посмотрела с десяток видео на YouTube и убедилась, что все это реальные дети из самых разных городов, реальные их достижения.
Захотелось найти негатив. Из недостатков чаще всего мелькает стоимость и стандартное «это не работает». В отличие от позитива, видеоподтверждения неэффективности методики ментальной арифметики я не нашла. Что касается стоимости, то она никак не выше других популярных методов развития в Москве.
Итак, ментальная арифметика — динамичная, продвинутая методика, в которой активно используются современные технологии. Она подходит и 5-летнему ребенку, и среднему школьнику. Скоростному счету учит, а значит, учит и в целом быстро соображать и принимать решения. Способности, которые она развивает, просто незаменимы в учебе. Отучиться от этого уже не получится, поэтому я делаю вывод, что польза методики распространяется далеко на будущее и пригодится не только в школе.
Все три методики понравились. Все они актуальны в существующих условиях развития общества. Везде используются классные методы преподавания и взаимодействия с детками, но ментальная арифметика показалась нам более объемной, что ли, комплексной. И по возрасту она универсальна, в отличие от скорочтения и мнемотехники. Но окончательный выбор мы сделали только после пробного занятия, когда поняли, что такой формат занятий доставляет нашему ребенку искреннюю радость.
Последние новости

Вопросы регионального значения рассмотрены в рамках первого в текущем году заседания Координационного совета при Управлении Минюста России по Амурской области
03 апреля 2025 года в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее – Управление) проведено плановое заседание Координационного совета при Управлении (далее – Координационный совет,

В Свободненской городской прокуратуре состоялась встреча с представителями резидентов ТОР «Амурская»
Исполняющий обязанности Свободненского городского прокурора Сергей Волков встретился с представителями резидентов территории опережающего развития (ТОР) «Амурская»,
По-новому или по-старому: Amur.life выяснял, как в Благовещенске будут выбирать мэра
Фото: Amur.life, архив В городской Думе Благовещенска считают, что выборы мэра областного центра Приамурья летом 2025 года пройдут по-старому, без учета изменений в федеральном законе ,
«Сказали, что скоро уходим на простой»: пациенты и сотрудники переживают за судьбу крупнейшего на Дальнем Востоке научного центра физиологии и патологии дыхания
Фото: Центр развития территорий Непростая ситуация разворачивается вокруг расположенного в Благовещенске Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания.