24.09.2019

Совет по уничтожению культурного наследия

    Можно ли представить профессионального спасателя, равнодушно смотрящего, как тонет возле доверенного ему пляжа человек, из последних сил призывая его на помощь?

      Можно ли представить профессионального спасателя, равнодушно смотрящего, как тонет возле доверенного ему пляжа человек, из последних сил призывая его на помощь? Наверное, нет. А если речь идёт не о человеке, а о памятнике истории и культуры, которому преступными чиновниками вынесен смертный приговор? Если единственной надеждой на его спасение осталось признание со стороны тех, кому государство и общество доверило заботу о сохранении памяти народа? Могут ли эти люди не стараться сберечь памятник, а наоборот, встать на сторону тех, кто стремится его уничтожить? Как оказалось, да, могут! Именно это произошло 11 сентября 2019 года в зале научной областной библиотеки г. Благовещенска.

      Кучка людей, носящая длинное громкое звание «общественный научно-методический совет по вопросам охраны, использования и сохранения объектов культурного наследия Амурской области» (далее буду называть его просто «Совет»), не колеблясь ни секунды, единогласно вынесла решение отказать во включении здания свободненского ДОРА в реестр объектов культурного наследия и этим навсегда решила его судьбу. Одним памятником исторического и культурного значения в Амурской области стало меньше. Сейчас, в те самые минуты, когда пишется эта статья, идёт его узаконенное Советом уничтожение. Между тем, это было самое крупное и крепкое историческое кирпичное здание города Свободного. Оставшиеся десять - значительно мельче, однако, при такой «культурной» политике властей, скоро дойдёт очередь и до них.

      Но, может быть, Совет прав, и здание ДОРА действительно не имеет никакой исторической и культурной ценности, ведь там, наверное, решали специалисты, а они лучше знают? До своего личного участия в заседании Совета, я действительно считал, что в нём собраны лучшие специалисты области по вопросам оценки памятников истории и культуры. На этом, собственно, и строился весь мой расчёт при обращении туда. Но, побывав на его заседании, я убедился в обратном. Совет в сегодняшнем составе не только не способен защищать архитектурные объекты культурного наследия, он сам является мощнейшим орудием их уничтожения. Чтобы понять это, достаточно просто уточнить, кто принимал участие в принятии решения о сносе ДОРА.

      Среди всех семи членов Совета, присутствовавших на заседании, только трое имели право гордо именовать себя профессионалами в области архитектуры. Из остальных, первый (В.А.Ребизант) является сегодня областным инспектором по охране объектов культурного наследия (в прошлом – министр культуры областного правительства), второй (А.А.Телюк) – предприниматель и, по совместительству, кандидат философских наук (кажется, он называет себя ещё краеведом), третий (В.Н.Абеленцев) – самодеятельный историк-краевед, специализирующийся в основном по казачеству, подрабатывает смотрителем фондов в музее. Замыкает эту  четвёрку «спецов» писатель и скульптор П.М.Никиткин.

      Как видим, все четверо вышеназванных архитекторами не являются, следовательно, профессионально оценивать архитектурную значимость любых зданий по определению не способны и в этом отношении всегда полагаются на мнение специалистов. Нет за их плечами и исторического, а тем более - историко-архитектурного образования. Впрочем, как мне удалось выяснить позже, не знают в достаточной степени историю архитектуры и, как минимум, двое из присутствовавших на заседании архитекторов. Причём, эти двое, как тоже выяснилось позднее, явно имели свой собственный интерес в сносе ДОРА. Оба они признались на заседании, что учились в школе, под расширение территории которой передан участок ДОРА.

      Эта школа (теперь гимназия № 9) давно славится школьным патриотизмом своих выпускников, которые, как правило, всегда готовы помочь ей в пределах своих возможностей. В данном случае, возможности одного из вышеназванных архитекторов, Людмилы Анатольевны Чаюн (Приходько), работающей архитектором-реставратором в ООО «Амургражданпроект», оказались очень кстати. Именно этой организации, при возможном негласном посредничестве Л.А.Чаюн, были в 2017 году заказаны гимназией и стоящей за её спиной городской администрацией, последовательно, проект сноса ДОРА и экспертиза этого здания (именно в такой последовательности, а не наоборот).

        Второй из указанных выпускников школы № 9 – Валерий Яковлевич Сикерин напрямую с организацией сноса ДОРА, вероятно, не связан. Видимо, на заседании он выступил просто за компанию с коллегой в желании помочь родной школе. Как я уже указывал выше, познания его в области истории архитектуры оказались невелики. Также как и у Л.А.Чаюн, они ограничиваются некоторыми представлениями только о дореволюционной русской архитектуре. Советскую довоенную архитектуру оба выходца из 9-й школы Свободного фактически не знают. На моё утверждение, что здание ДОРА выстроено в стиле неоклассицизма, В.Я.Сикерин ответил, что это не неоклассицизм, а какое-то подобие сталинского стиля. После этого я был вынужден открыть архитектору глаза, указав на то, что неоклассицизм и есть сталинский стиль, ставший известным позже под названием «сталинский ампир».

      Если с двумя перечисленными архитекторами, думаю, уже всё ясно, то третьего мне абсолютно точно идентифицировать не удалось. По некоторым признакам, это Алексей Вадимович Раханский. Он начальник управления архитектуры и строительства г. Благовещенска, то есть чиновник, а значит, полностью зависим от вышестоящего начальства. Пойти против воли областного руководства и, тем более, правительства РФ, он, конечно, никогда не рискнёт. А воля эта известна. Она выражена в официальном утверждении проекта социально-экономического развития г. Свободного до 2025 года, в котором прописано строительство школы, жертвой которого стал ДОРА.

      Таким же зависимым чиновником является и инспектор по охране объектов культурного наследия В.А.Ребизант. Зависят от чиновников и скульпторы (иногда получают от них заказы), и писатели (выпрашивают у них деньги на издание книг и литературные премии), и историки казачества (по той же причине), и предприниматели (нужны послабления в налогах).

      Вот такому Совету и доверена в Амурской области оценка и охрана памятников истории и культуры. Разумеется, ждать от перечисленных выше лиц каких-либо усилий по выявлению и охране архитектурных объектов культурного наследия было бы наивной глупостью. Они делают только то, чего хочет от них областная и муниципальная бюрократия. Та же совершенно не заинтересована в сохранении исторического и культурного наследия, поскольку оно не только требует на своё содержание бюджетных средств, но и располагается, как правило, в центрах населённых пунктов, то есть в местах наиболее выгодных для получения прибыли в казну (а также самими чиновниками) от предпринимательской деятельности. Хорошо, если предприниматели готовы уважать историческую и культурную память народа. Если же нет, то её объекты нынешним Советом обречены на уничтожение.

      Последнее, вероятно, прямо касается и сноса ДОРА. Место под ним в плане новой школы не занято каким-либо капитальным объектом. Там будет просто спортивная площадка, которую впоследствии легко можно передать в аренду предпринимателям. А крупные арендаторы обязательно найдутся. Место под ДОРА находится на пересечении двух основных магистралей центра города, каждая из которых прямо выходит на автотрассу Благовещенск-Шимановск. Кроме того, рядом располагаются административный центр города, примыкающая к железной дороге обширная территория разнообразных складов и гаражей и железнодорожная станция.

      Ну а пока общественный (в кавычках) научно-методический (в кавычках) совет по охране (в кавычках) культурного наследия продолжает свою разрушительную работу. В Свободном её у него осталось совсем немного.

Тарасов Ю.А.

Последние новости

Президент Владимир Путин принял участие в открытии российско-китайской выставки и форума в Харбине

Торжественное открытие Восьмой российско-китайской выставки ЭКСПО и российско-китайского форума по межрегиональному сотрудничеству состоялось сегодня в Харбине.

Цифровые технологии предварительного голосования «Единой России» проверены и готовы к процедуре

Партия находится в авангарде цифровизации политической жизни и избирательного процесса,

Первые амурские семьи получили помощь для погашения ипотеки в рамках президентской программы

В рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», которая действует по поручению Президента РФ Владимира Путина,

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *