Обзор изменений законодательства в сфере некоммерческих организаций, в том числе осуществляющих благотворительную, физкультурно-спортивную и образовательную деятельность
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области в рамках реализации Межведомственной программы в сфере правового и антикоррупционного просвещения граждан, проживающих на территории Амурской области,
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области в рамках реализации Межведомственной программы в сфере правового и антикоррупционного просвещения граждан, проживающих на территории Амурской области, на 2024-2028 г.г. информирует о внесении изменений в законодательство, регламентирующее деятельность некоммерческих организаций.
Общие вопросы в сфере деятельности НКО
1. Так, Федеральным законом от 25.12.2023 № 671-ФЗ вносятся следующие изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
1) Перечень лиц, которые не могут быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации дополнен следующей категорией:
- лицо, включенное в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Обратите внимание! Аналогичные ограничения установлены для учредителей, членов, участников общественного объединения в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
2) Уточнен порядок выхода из состава учредителей (участников) некоммерческих организаций.
Так, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе из состава учредителей в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган путем представления заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
3) Уточнен порядок исключения из состава учредителей фонда или автономной некоммерческой организации.
По решению высшего органа управления фонда или автономной некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом 12.01.1996 № 7-ФЗ в порядке, предусмотренном их уставами, из состава учредителей указанных юридических лиц может быть исключено:
- физическое лицо в случае его смерти, признания недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- юридическое лицо в случае прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией или исключением из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
При этом исключение из состава учредителей фонда или автономной некоммерческой организации осуществляется путем представления заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации с одновременным приложением соответствующего решения высшего органа управления фонда или автономной некоммерческой организации, а в случае признания физического лица недееспособным или безвестно отсутствующим - также копии вступившего в законную силу соответствующего решения суда.
Права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его исключения из состава учредителей фонда или автономной некоммерческой организации по вышеуказанным основаниям прекращаются с даты его смерти, признания недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим либо прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией или исключением из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Обратите внимание! Исключение из состава учредителей фонда или автономной некоммерческой организации, в результате которого в фонде или автономной некоммерческой организации не остается ни одного учредителя, исключение единственного учредителя фонда или автономной некоммерческой организации из состава учредителей фонда или автономной некоммерческой организации не допускаются .
4) Уточнен порядок вхождения в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации.
Так, для вхождения физического и (или) юридического лица в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган представляются решение учредителей соответствующей организации о согласии на вхождение физического и (или) юридического лица в состав учредителей и заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
5) Решение о направлении документов в органы ФНС для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, принимается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом в том же порядке и те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
6) Уточнены случаи ликвидации автономной некоммерческой организации и специальный порядок вхождения в состав учредителей АНО.
Автономная некоммерческая организация ликвидируется также в случае смерти физического лица, являющегося ее единственным учредителем, признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим либо прекращения деятельности юридического лица, являющегося единственным учредителем АНО, в связи с ликвидацией или исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не ранее чем через три месяца со дня наступления соответствующего события.
В течение трех месяцев со дня наступления события, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, лицо, входящее в состав органа управления АНО или являющееся единоличным органом этой организации, вправе войти в состав ее учредителей путем представления в территориальный орган Минюста России заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц с приложением документов, подтверждающих статус лица, входящего в состав органа управления или являющегося единоличным органом АНО. В таком случае решение учредителей автономной некоммерческой организации, предусмотренное абзацем вторым пункта 4 статьи 15 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ, не требуется.
После вхождения лица (лиц) в состав учредителей автономной некоммерческой организации в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим пунктом, другие лица могут войти в состав учредителей данной организации на общих основаниях .
Федеральный закон от 25.12.2023 № 671-ФЗ вступил в силу с 25.12.2023 .
2. Также Федеральным законом от 25.12.2023 № 671-ФЗ вносятся следующие изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
С 25.12.2023 в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица, в том числе: учреждения, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юридическим лицом, казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, общественно полезного фонда, личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации и др.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы направляют в установленном порядке в органы ФНС поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ.
3. Федеральным законом от 19.10.2023 № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , в соответствии с которыми к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации отнесено утверждение порядка и сроков представления структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации заявленных для осуществления и осуществляемых на территории Российской Федерации программ и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также отчета об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий. Ранее осуществление данных полномочий возлагалось на Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон от 19.10.2023 № 503-ФЗ вступил в силу с 01.01.2024 .
4.1. Федеральным законом от 27.11.2023 № 558-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
Законодательство устанавливает, что оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться ресурсными центрами поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, под которыми понимаются некоммерческие организации, созданные в одной из предусмотренных законом форм и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на развитие и поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Федеральный закон от 27.11.2023 № 558-ФЗ вступил в силу с 01.01.2024 .
Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность
4.2. Также Федеральным законом от 27.11.2023 № 558-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
1) Дополнены цели благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности следующими положениями:
- участие в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
- оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
2) Уточнено понятие участников добровольческой (волонтерской деятельности).
Так, участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, объединения (ассоциации, союзы) добровольческих (волонтерских) организаций, ресурсные центры добровольчества (волонтерства) и добровольческие (волонтерские) организации.
При этом под добровольческой (волонтерской) организацией понимается некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, частного (в том числе общественного) учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
Ресурсный центр добровольчества (волонтерства) - некоммерческая организация в форме общественной организации, учреждения, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая оказывает комплекс информационных, консультационных, методических услуг участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, а также способствует развитию инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.
Порядок определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, совместно с организацией, уполномоченной на организационное и методическое сопровождение определения и функционирования ресурсных центров добровольчества (волонтерства).
Порядок создания, ликвидации, деятельности и управления некоммерческой организацией, определенной ресурсным центром добровольчества (волонтерства), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
3) Уточнены организационно-правовые формы, в которых может создаваться благотворительная организация: общественная организация, общественно полезный фонд, учреждение и иные формы, предусмотренные федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
4) Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования, а также порядок извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Ранее утверждение указанных нормативных правовых актов было отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
5) Уточнены права добровольца (волонтера).
В частности, указанные лица имеют право на оплату расходов на оказание медицинских услуг и обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения в установленных законом случаях и др.
6) Уточнен порядок осуществления поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Так, поддержка может осуществляться в следующих формах:
- финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий;
- организационная поддержка;
- информационная поддержка;
- консультационная поддержка;
- имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;
- методическая поддержка.
Перечень мер поддержки участников добровольческой (волонтерской) деятельности определяется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления с учетом вышеуказанных форм. Информация о мерах поддержки размещается в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) в соответствии с установленным порядком.
При этом не допускается оказание финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями.
7) Расширен перечень сведений, содержащихся в Единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства).
В данную систему подлежат включению сведения мерах поддержки участников добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольцах (волонтерах), об организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческих (волонтерских) организациях, о действующих ресурсных центрах добровольчества (волонтерства).
Федеральный закон от 27.11.2023 № 558-ФЗ вступил в силу с 01.01.2024 .
Деятельность в области физической культуры и спорта
5. Федеральным законом от 25.12.2023 № 684-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
1) Введены новые понятия:
- любительский спорт - часть массового спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, которые не связаны с подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации и участие в которых не направлено на систематическое получение дохода и не является трудовой функцией спортсменов, принимающих участие в таких соревнованиях;
- любительская спортивная лига - некоммерческая организация, которая создана на основе членства и основными целями деятельности которой являются организация и проведение любительских спортивных соревнований. Данная лига отнесена к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации.
2) Уточнены следующие понятия:
- корпоративный спорт - часть массового спорта, направленная на физическую подготовку, физическое развитие работников, членов их семей, а также на организацию и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди указанных работников, членов их семей, в том числе реализуемая при содействии работодателей, физкультурно-спортивных обществ.
При этом работодатели наделены правом содействовать развитию физкультурно-спортивных клубов по месту работы, а также участию работников в физкультурных мероприятиях и (или) спортивных соревнованиях в целях вовлечения работников в систематические занятия физической культурой и спортом и формирования у них потребности в ведении здорового образа жизни.
В свою очередь, органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта, проведения и (или) предоставления возможности для проведения организованных и (или) самостоятельных занятий и (или) для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях (включая любительские спортивные соревнования) .
- массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку граждан посредством их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом путем предоставления возможности для проведения организованных и (или) самостоятельных занятий и (или) для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях.
3) Статья 10, регламентирующая деятельность физкультурно-спортивных организаций, дополнена положениями, в соответствии с которыми данным организациям федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления может быть предоставлена финансовая и иная поддержка за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4) Отдельные официальные спортивные соревнования, за исключением чемпионатов, первенств и кубков России, могут проводиться по правилам видов спорта, разработанным физкультурно-спортивными организациями и утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Перечень таких соревнований и физкультурно-спортивных организаций утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
В связи с чем, вышеуказанные физкультурно-спортивные организации наделяются следующими правами:
- в целях организации и проведения отдельных официальных спортивных соревнований организовывать систему подготовки спортивных судей, осуществляющих спортивное судейство отдельных официальных спортивных соревнований, аттестацию таких судей и контроль за их деятельностью в порядке, установленном этими физкультурно-спортивными организациями;
- разрабатывать и представлять на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в порядке, установленном этим органом, квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей судьям, осуществляющим спортивное судейство отдельных официальных спортивных соревнований;
- осуществлять аттестацию тренеров, осуществляющих подготовку спортсменов, принимающих участие в отдельных официальных спортивных соревнованиях, в порядке, установленном этими физкультурно-спортивными организациями.
5) Общероссийские спортивные федерации наделяются правом организовывать и проводить по соответствующему виду спорта любительские чемпионаты России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких чемпионатах, наделять статусом победителей любительских чемпионатов России, а также делегировать на срок четыре года физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких чемпионатов.
6) В свою очередь региональные спортивные федерации вправе организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства, кубки и любительские чемпионаты субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков и победителей любительских чемпионатов субъекта Российской Федерации;
7) Установлены особенности регулирования деятельности в области любительского спорта.
Так, организаторы любительских спортивных соревнований вправе устанавливать ограничения на участие в них спортсменов, включенных на момент участия в таких соревнованиях в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и (или) спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации, а также спортсменов, являющихся на момент участия в таких соревнованиях участниками профессиональных спортивных соревнований.
Любительские спортивные лиги вправе участвовать в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут оказывать содействие организаторам любительских спортивных соревнований посредством передачи в безвозмездное пользование или аренду на льготных условиях помещений, зданий, объектов спорта, спортивных сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью, для целей организации и проведения любительских спортивных соревнований.
Федеральный закон от 25.12.2023 № 684-ФЗ в рассматриваемой части вступил в силу с 25.12.2023.
Образовательная деятельность
6. Федеральным законом от 25.12.2023 № 685-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1) Уточнены принципы, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования:
- гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями , приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- научная обоснованность развития системы образования Российской Федерации с учетом ее исторического наследия, перспективных задач развития государства и общества и обеспечения благоприятных условий для взаимодействия с системами образования других государств и международного сотрудничества в сфере образования на равноправной и взаимовыгодной основе.
2) Также законодатель уточнил право организаций, осуществляющих обучение (т.е. не являющихся образовательными организациями), на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам, вне зависимости от основной цели деятельности организации.
Федеральный закон от 25.12.2023 № 685-ФЗ в рассматриваемой части вступил в силу с 25.12.2023.
Дополнительно Управление информирует о том, что с актуальными изменениями законодательства можно ознакомиться на официальном сайте Управления в разделе Деятельность – Правовое просвещение и бесплатная юридическая помощь – Правовое просвещение – Материалы информационного и просветительского характера для граждан и организаций по направлениям деятельности Управления .
Последние новости
Благовещенцам напоминают: железная дорога - зона повышенной опасности
Железнодорожный транспорт остаётся одним из самых распространённых, так как он сравнительно дешевый и относительно безопасен.
Благовещенцам напомнили условие, при котором отловленных бездомных собак выпускают обратно на улицу
Фото: архив Amur.life В амурской столице продолжаются рейды по отлову бездомных животных.
В Благовещенске отлавливают и чипируют бездомных собак
Работает ловец как по заявкам жителей, так и осматривает места, где потенциально они могут обитать.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку