Через тернии к звёздам: как запускали «Ангару» с Восточного

Это был самый ожидаемый и затяжной старт с космодрома Восточный. Впервые с амурской земли стартовала ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5».

Это был самый ожидаемый и затяжной старт с космодрома Восточный. Впервые с амурской земли стартовала ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А5». Поэтому повышенный интерес к этому старту был не только со стороны специалистов, но и у всех, кто интересуется космонавтикой. Ради такого события журналистам трижды пришлось выезжать на космодром, ведь, как уже сообщалось, удачный старт был осуществлён с третьего раза.

А начиналось всё 9 апреля, когда была назначена изначальная дата пуска. Уже на автожелезнодорожном вокзале Циолковского было понятно, насколько велик интерес: помимо представителей всех центральных СМИ здесь присутствовали журналисты из Брянской области, блогеры, многочисленные туристы из центральных областей России и гости со всего Приамурья.

Собравшихся привезли на новый наблюдательный пункт, до которого от асфальта пришлось идти ещё метров 500 по грунтовой дороге. Как сказали сотрудники космодрома, полностью провести планировку участка помешал последний снегопад.

Впрочем, временные неудобства никого не смущали. Здесь была бетонная площадка, скамейки, в деревянном здании работали буфеты и сувенирная лавка, велась теле- и радиотрансляция со стартового комплекса.

Самое главное, отсюда напрямую была видна стартовая установка и белая ракета, во всей красе блестящая на солнце. По мерам безопасности для ракет такой мощности расстояние до стартового комплекса было примерно 3900 метров, раза в полтора больше расстояния, с которого мы наблюдали за стартами «Союзов».

Наблюдательный пункт расположился чуть позади от монтажно-испытательного комплекса ракет-носителей, где в огромном цеху пришлось временно потесниться для сборки «Союза» и «Ангары». Сейчас рядом строится ещё более масштабный цех отдельно для ракеты тяжёлого класса.

На наблюдательной площадке царило весёлое оживление. Повсюду сновали брендированные микроавтобусы Центра имени Хруничева - разработчика «Ангары», туристы с интересом пробовали космическое меню в тюбиках, раскупали сувениры с символикой космодрома, устраивали небольшие пикники, кого-то хором поздравляли с днём рождения.

И он бы запомнился великолепным зрелищем, тем более погода располагала: ни ветерка, ни облачка...

Вновь томительно тянулись последние минуты ожидания. Уже, казалось бы, наступило время старта, назначенное на 18 часов местного времени. Но в какой-то момент по радиотрансляции была объявлена остановка старта на 24 часа, и многочисленные наблюдатели разочарованно потянулись обратно к своим автобусам.

Юрий Борисов ответил на вопросы журналистов.

Переехав на охраняемую территорию инженерного комплекса, расположенного напротив МИК РН, мы дождались заявления главы Роскосмоса Юрия Борисова:
- За две минуты до возможного старта автоматика остановила процесс старта из-за сбоя системы наддува бака окислителя центрального блока. В этой ситуации предусмотрен слив топлива, мы окончательно разберёмся в причинах, и предварительно старт назначен на резервную дату, на завтра.

Конечно, было небольшое разочарование, но и понимание, что, пока все ждут, специалистам предстоит напряжённая кропотливая работа. Тем более мы помним, что техника новая, и самый первый старт «Союза» в апреле 2016 года тоже состоялся не с первого раза.

На следующий день, 10 апреля, мы выдвигались на уже знакомую площадку по тому же самому расписанию. Только с погодой уже не повезло, даже успел пройти небольшой дождь, поднимались порывы ветра, небо над стартовым комплексом заволокло тучами.

Была надежда, что к моменту старта ветер всё же развеет тёмную пелену, чтобы полёт ракеты был виден дольше. Но вновь не случилось. Уже со стартового комплекса пошёл дымок, на пару секунд послышался гул двигателей, и вновь объявили отбой на 24 часа.

Юрий Борисов.

- Напомню, что мы находимся на начальном этапе лётно-конструкторских испытаний. Этот этап как раз и предусматривает выявление всех нюансов, которые возможны. Это нюансы производственного, конструкторского, технологического или эксплуатационного характера. Поэтому для разработчиков отмены пусков по техническим причинам - это достаточно рядовое явление. Вчерашняя причина отмены пуска по нештатной работе дренажного клапана была выявлена, разработаны все необходимые мероприятия, и этот этап при сегодняшней попытке пуска был удачно пройден. Но выявилась новая техническая неполадка, по предварительным результатам анализа телеметрии связанная со сбоем в системе контроля запуска двигателя.
Скорее всего, это программная ошибка, которая сегодня будет, безусловно, найдена. Необратимых процессов, требующих демонтажа ракеты, не произошло. Поэтому с высокой вероятностью, после анализа всех нюансов и заключения государственной комиссии, мы повторим попытку запуска завтра в то же время, - сказал Юрий Борисов .

Что ж, коллегам из дальневосточных бюро центральных телеканалов вновь оставалось ночевать в местных гостиницах. Пришлось пошутить: «Вам, наверное, уже здесь прописываться надо». И всё же ожидание было не напрасным. Перенос даты старта не сильно повлиял на количество зрителей по сравнению с первым днём. Разве что количество «почтенных» автомобилей поубавилось.

Но, как говорится, Бог любит Троицу. И на третий день вновь повезло с погодой. 11 апреля «Ангара» стартовала по расписанию, мощно и уверенно устремившись в ясное небо, постепенно отклоняясь на восток. Буквально через три минуты она была уже над Тихим океаном, набирая высоту. Через 12,5 минуты от головной части отделился разгонный блок «Орион», который доставил на заданную орбиту условную полезную нагрузку.

Фото Роскосмос.

Не вся нагрузка была учебной, об этом мало говорится, но «Ангарой» на орбиту выведен малый космический аппарат частной российской фирмы, которая в будущем планирует вывести целую группировку спутников специфического назначения. При помощи лазеров над большими городами они будут создавать в небе рекламные изображения заказчиков размером в три диаметра полной Луны. Так что от рекламы нам точно никуда не деться.

Фото Роскосмос.

Но, конечно, это не главное.
- Для нас это были тяжёлые три дня, потому что это не телевизионное шоу и не запуск праздничного фейерверка. Это рутинная тяжёлая работа. Мы приступили к началу лётно-конструкторских испытаний, которые предназначены для того, чтобы выявить все недочёты, все нюансы и обеспечить надёжность в будущем при серийных пусках «Ангары», - сказал глава Роскосмоса Юрий Борисов и поблагодарил всех специалистов, обеспечивших старт, за то, что не опустили руки.

Фото Роскосмос.

Пусть не с первого раза, но с «Ангарой» стартовала не только новая веха в истории космодрома Восточный, но и всей российской космонавтики. Именно при помощи «Ангары» будет строиться новая Российская орбитальная станция, будут выводиться в космос новые пилотируемые корабли и спутники. Она позволит запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит независимый гарантированный доступ в космос. И даже символично, что успешный старт состоялся накануне Дня космонавтики.

Дмитрий ПОЛОВНЁВ.

Фото Анны Прудниковой.

Последние новости

Ещё 50 саженцев пополнили заложенную Амурским ГПЗ Аллею Победы в школьном дворе Свободного

Как мы уже сообщали , 18 мая в школе № 1 прошла акция. В ставшем уже традиционным майском мероприятии участвовали волонтёры компании «Газпром переработка Благовещенск» и учащиеся подшефного «Газпром-класса».

В большинстве школ Амурской области прозвенели «Последние звонки»

В этом году торжественные линейки, посвящённые завершению учебного года, в большинстве городов, районов и округов региона проходят 24 мая.

«Как дикари какие-то»: в Благовещенске купающиеся дети и подростки оккупировали новую аллею фонтанов

22 мая в Благовещенске открылась грандиозная аллея светомузыкальных фонтанов .

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *